Что двигает человека тратить многие часы на изучение нового языка? Вполне разумным ответом является то, что человек имеет какую-то мотивацию. Сама по себе мотивация это внутреннее состояние, которое побуждает к какому-либо целенаправленному поведению по достижению определенного результата. В случае изучения иностранного языка также можно заявлять о наличие мотивации к его изучению или отсутствию таковой.

В одном из последних обзорах литературы автор из Японии предполагает, что для достижения прогресса необходим высокий уровень мотивации, если учитель использует традиционные методы обучения (Green, 2016). Но в случае, если методы преподавания и материалы воспроизводят естественный опыт обучения, то высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка не требуется. Под естественным опытом обучения имеется ввиду методика преподавания, которая гарантирует активное участие ученика, а содержание урока отражает составные части языка, которые делают его доступным для изучения и использования. Таким образом по результатам анализа литературы автор делает вывод, что для занятий с учениками с низкой мотивацией учителям лучше создавать увлекательные, веселые занятия, повторяющие общепринятые лингвистические структуры, чем пытаться что-то сделать с их низкой мотивацией как таковой.

Американские авторы исследовали, как взаимодействие между мотивацией учащихся и контекстуальными факторами привело к различным мотивационным траекториям на разных этапах изучения языка у 6 иранских аспирантов, изучающих английский язык в США (Papi & Hiver, 2020). Исследователи провели интервью и проанализировали основные события в жизни добровольцев, связанных с изучением английского. Результаты этого исследования подчеркивают решающую роль родителей и учителей в первые годы обучения учащихся иностранному языку. Это связано с тем, что мотивация к началу процесса обучения, по-видимому, во многом связана с их желанием получить одобрение важных людей в их жизни. Все участники этого исследования отметили, что стиль преподавания учителей и их собственный опыт обучения являются определяющими факторами, влияющими на их удовольствие от процесса обучения и решение продолжить изучение языка в средней и старшей школе. На более поздних этапах изучения языка наиболее важной становится внутренняя мотивация учащихся.

Одной из устоявшихся является теория самодетерминации (SDT), которая подразумевает что обучение является успешным, когда оно осуществляется за счет автономной, а не контролируемой мотивации, и что внешняя мотивация вознаграждения не может привести к эффективному обучению (Luria et al., 2021). Авторами SDT являются американские психологи Эдвард Деси и Ричард Райан (Deci & Ryan, 2013). Данная теория описывает, что существует три базовые потребности внутренней мотивации.



Первая - потребность в автономии - желание самому отвечать за свою жизнь, ощущение общей психологической свободы и свободы внутренней воли. Когда у человека есть автономная мотивация, его производительность, здоровье и вовлеченность повышаются. При это Деси обнаружил, что если люди предлагают внешнее вознаграждение за поведение, которое мотивированно внутренне, то это подрывает внутреннюю мотивацию (Deci, 1971). Психолог проводил эксперименты с участием суммарно 56 студентов, которые выполняли какую-либо деятельность в течение трех разных периодов. Результаты исследования показали, что, когда финансы использовались в качестве внешнего вознаграждения, внутренняя мотивация имела тенденцию к снижению.

Вторая – потребность в компетентности – стремление контролировать результат и ощущать свое мастерство в каком-либо деле. В том же исследовании Деси показал, что при использовании вербального подкрепления и положительной обратной связи, внутренняя мотивация имела тенденцию к увеличению, а это означает, что это происходит потому, что положительная обратная связь удовлетворяет потребность людей в компетентности. При этом другие авторы из Канады обнаружили, что негативная обратная связь имеет противоположный эффект, снижая внутреннюю мотивацию, устраняя у людей потребность в компетентности (Vallerand & Reid, 1984). 115 студентов бакалавриата участвовали в первом этапе, на котором оценивалась их внутренняя мотивация и предполагаемая компетентность в выполнении интересной двигательной задачи — стабилометра. 84 из них, которые сообщили, по крайней мере, об умеренном уровне внутренней мотивации к заданию, вернулись на второй этап исследования, в котором им сообщалась положительная или отрицательная обратная связь или отсутствия вербальной обратной связи о выполнении. Было показано, что положительная обратная связь увеличивает, а отрицательная обратная связь снижает как внутреннюю мотивацию, так и воспринимаемую компетентность.

Третья - потребность во взаимосвязи с другими людьми – стремление испытывать привязанность и испытывать заботу о других. Данную потребность удалось показать с некоторой степенью достоверности в исследовании итальянских авторов, посвященном родству подростков (Inguglia et al., 2018). Всего приняло участие 556 подростков. Было показано, что как удовлетворение, так и разочарование в отношении автономии и родства были связаны с самопринятием и тревогой подростков, хотя и по-разному могло влиять на мотивацию.

Для теории SDT в настоящий момент появляются новые данные уже с учетом данных нейробиологии. Так, исследователи из Израиля проводя анализ литературы считают, что, исследуя окружающую среду с целью получения вознаграждения, наша мозговая деятельность сопровождается активацией гиппокампа с участием дофамина (элементом системы вознаграждения), что приводит к формированию ярких воспоминаний (Luria et al., 2021). Но когда мы получаем какой-либо негативный опыт, то подключается миндалевидное тело, которое формирует разрозненные воспоминания. В связи с этим авторы предлагают проводить обучение чему-либо таким образом, чтобы уменьшить количество неудач и увеличить количество возможностей для повторения, например, используя геймификацию. Это может помочь даже при отсутствии внутренней мотивации к освоению конкретного предмета.

Мотивация и мобилизация функций мозга